Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Газман О. С.Нужна ли программа воспитания демократической школе?
2013.
№ 2.
С. 7–14
[содержание номера]
Газман Олег Семенович (1936–1996) — кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией Центра педагогических инноваций. Адрес: Российская академия образования — Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8. Анализируются толкования понятия «программа воспитания», существовавшие в период с 1950-х годов, когда в Академии педагогических наук РСФСР была создана первая подобная программа, до середины 1990-х годов. Регулирование жизни детского коллектива на основании заранее составленных на федеральном уровне программ и планов определяется как свойство тоталитарных систем. В условиях открытого демократического общества «госзаказ на человека» может базироваться только на самых общих принципах и ориентирах. А установление конкретных целей и задач воспитания — сфера самоопределения педагогических коллективов. Для максимального содействия саморазвитию личности ребенка как важнейшей образовательной задачи предлагается дифференцировать понятия его социализации и индивидуализации. На основании этого выделяются два соответствующих типа программирования: программы воспитания в контексте приобщения подрастающего поколения к национальным, общекультурным ценностям и к нормативному поведению; и программы педагогической поддержки индивидуального развития через помощь в преодолении препятствий к социально адекватному и самобытному развитию. Программа воспитания может быть создана только как один из разделов общей программы образования личности. Целостная образовательная программа в рамках учебного плана включает обучение, воспитание и педагогическую поддержку, находящиеся в компетенции школы. Соответственно, и внеурочные программы, создаваемые в школах в рамках дополнительного образования (развития) учащихся, могут включать и собственно воспитательные подпрограммы, и подпрограммы поддержки.
Ключевые слова:
ценности;
социализация;
школа;
программы воспитания;
социальный заказ;
индивидуализация;
личностное развитие;
самоопределение
|
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |